Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период

Дорогие родители, помогите своему малышу преодолеть речевые проблемы.

И это всё просто! Не забывайте разговаривать с ним!               

 О ЧЁМ?        

Об этом я Вам расскажу ниже:

 

Знакомьте детей с телом. 

Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

 

Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, продавец, летчик....Расскажите о своей профессии.

 

Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи,

 которые нас окружают; группировать их по признакам: транспорт, верхняя одежда, чайная посуда, комнатные растения, фрукты, овощи и т.д.

 

Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. 

С окружающими их деревьями, кустами, птицами.

Учите наблюдать и любоваться ими.

 

Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. 

Учите различать их цвет, форму, величину, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.

 

В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки, как можно больше.

Можно поиграть "Кто больше назовет слов" (василек – красивый, великолепный, полевой, синий, голубой, нежный, очаровательный, волшебный и т.д.).

 

Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

 стул – стульчик, флаг – флажок, цветок-цветочек, солнце-солнышко, туча-тучка, пчела-пчелка и т.д.

 

Учите выражать свою просьбу спокойно,  вежливо глядя в глаза собеседнику.

 

Учите отвечать на простейшие вопросы. 

 

Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы

по содержанию прочитанного текста.

 

Учите детей говорить слова приветствия и прощания (доброе утро, здравствуйте, всего хорошего, добрый день, всего доброго и т.д.)

 

Читайте, читайте, читайте

Читайте короткие стихи, сказки.

Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку.

Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.

 

Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим.

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый.

В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом.

Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.

Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка

понятно выговаривать их.   

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц,

звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы

ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.    На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

 

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите,

какие действия при этом совершаете.

Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов

(горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.).

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы

(«Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и

как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.

Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.   

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка,

всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.).

На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном  материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.   

Уважаемые родители!

Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! 

Успехов Вам и Вашим деткам!

 

. 

 

 

Категория: Консультации логопеда | Добавил: olga_kudlenko (21.06.2023)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: