Почему ребёнок говорит неправильно?

Почему ребёнок говорит неправильно?

 

Ребенок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4,5 и, наконец, 6 лет, а речь его во многом остается детской. Теперь родители не умиляются, а огорчаются и не беспочвенно. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Логопеду проще всего помочь ребенку в период от 2 до 4 лет. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

Почему ребенок говорит неправильно? От ответа на этот вопрос зависит многое. Как ребёнок будет развиваться дальше? В какую школу он пойдёт? Каким будет его будущее? И самое главное - что делать сейчас - ждать или принимать срочные меры?

Мы рассмотрим причины речевых нарушений и "факторы риска", под которыми понимают условия, способствующие возникновению и развитию этих нарушений.

Причины нарушения речи детей.

1. В период беременности - различная внутриутробная патология, на ранних сроках, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания во время родов. Употребление никотина, алкоголя и наркотиков.

2. Впервые годы жизни ребёнка - инфекционно- вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.

3. Наследственные факторы.

4. Снижение или отсутствие слуха: дети учатся говорить через подражание, и если они не слышат, то и говорить правильно не смогут.

5. Неправильное воспитание в семье, когда старшие, умиляясь детскому лепету, слишком долго "сюсюкают" с ребёнком, повторяют его речевые ошибки и не дают возможности, научится правильному произношению.

6. Недоразвитие фонематического слуха. При этом ребёнку трудно различать похожие звуки: например, он не слышит разницы между звонким [б] и глухим [п], твёрдым [c] и мягким [c'] и т. д.

7. Подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи.

8. Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов, слабые мышцы языка.

9. Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье.

Неблагоприятные факторы, действующие в первые годы жизни ребёнка:
- недостаточность эмоционально положительного общения со взрослым;
- нарушение взаимосвязи матери с ребёнком;
- черепно-мозговые травмы, опухоли;
- нарушение мозгового кровообращения.

Наследственные факторы (изменение генетической информации).
Они являются предрасполагающими условиями и проявляются под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Они выступают в сочетании с социальными и внутренними факторами (органическими):
- особенности нервной системы
- интеллектуальная недостаточность
- нарушение обмена веществ и т.д.
Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Выделяют 3 критических периода в развитии речевой функции.
1. 1-2 года. Начинается речевое развитие, движущая сила которого
- потребность в общении.
2. 3 года. Интенсивно развивается связная речь.
3. 6-7 лет. Начало развития письменной речи.


В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребёнка, она перестраивается. Любые неблагоприятные факторы, кажущиеся незначительными, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи, а имеющиеся проявляются наиболее сильно, могут возникать новые.
При предъявлении повышенных требований к ребёнку могут происходить срывы нервной деятельности.
Необходимо отметить, что эти факторы действуют в комплексе, т.е. для развития речевой деятельности ребёнка имеет значение зрелость его ЦНС и особенность взаимодействия ребёнка с внешним миром - единство социального и биологического.

Если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, ни теряйте времени срочно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу, дефектологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невролог.

Коррекция речи возможна и эффективна именно в дошкольном возрасте. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письменной речью. Однако, хочу заметить, что успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

 

Категория: Консультации логопеда | Добавил: olga_kudlenko (14.02.2017)
Просмотров: 740 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: