КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ (уздечки языка)

Консультация для родителей

Учитель-логопед

МАДОУ №16 «Тополек»

                                                                                   Киреева Надежда Леонидовна

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ    ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ (уздечки языка)

 

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка? У людей подъязычная связка может быть разной длины.  Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, с подъязычной связкой всё порядке.

            Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).
 Чем это грозит?
    Короткая подъязычная уздечка:

 - может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые "верхние звуки", т.е. нарушается произношение таких звуков, как [Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Р'];

 - может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

- может быть и причиной нарушения дикции;

-может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов.
            Есть два пути решения данной проблемы: оперативное вмешательство и растяжение подъязычной уздечки.
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх [Р, Л, Ш, Ж, Д] и др.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.

 

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

 

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

 Маляру мы помогаем.

 

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

      Едем, едем на лошадке
      По дорожке гладкой.
      В гости нас звала соседка
      Кушать пудинг сладкий.  
      Мы приехали к обеду,
                                              А соседки дома нету.

 

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673471386_gas-kvas-com-p-grib-detskii-risunok-9.png Я стою на ножке тонкой,

 Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

 

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

            На гармошке я играю,
            Рот пошире открываю,
                                            К нёбу язычок прижму,

                                            Ниже челюсть отведу.

 

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д - Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки

прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем

        «Д — д — д — д!»

 

 

 

Упражнение «Качели»

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1630685731_16-papik-pro-p-kacheli-detskii-risunok-17.pngУлыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkzZDkYmGb9Bi5M1yhQAqLa6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyicУлыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

 

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

 

 

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

 

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

 

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

 

Упражнение «Самомассаж»

 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673471386_gas-kvas-com-p-grib-detskii-risunok-9.pngВыполнить упражнение «грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

 

Вот грибок на тонкой ножке –

                Ты клади его в лукошко!

 

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.    

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

 

 Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку. Растягивание наиболее успешно до 5 лет. Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.

При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол

Выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть, поэтому упражнения лучше всего выполнять 2 – 3 раза в день.

Помните! В некоторых случаях хирургического вмешательства просто не избежать. Поэтому проконсультируйтесь с логопедом и ортодонтом.

 

Категория: Консультации логопеда | Добавил: olga_kudlenko (20.02.2023) | Автор: Киреева Надежда Леонидовна
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: