Как отличить заикание от речевых запинок

Консультация для родителей

Учитель-логопед МАДОУ 16

Киреева Надежда Леонидовна

 

Как отличить заикание от речевых запинок

            Многие родители, которые активно следят за развитием речи своего ребенка, иногда сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.

                                                                                                                                  На самом деле, далеко не всегда та речевая особенность ребенка, принимаемая за заикание, является действительно им. Часто за заикание принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу. Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.

Что такое заикание?

            Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. Данная речевая патология может проявляться:

  • У двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;
  • У подростков с психологическими и социальными проблемами;
  • В зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.

Согласно медицинским исследованиям, в некоторых случаях возникновения патологии виновата генетика. Ее влияние установлено, когда в семье есть близкие родственники, страдающие любой формой заикания, например, один из родителей. Но наибольшие риски появления дефекта речи имеют дети, у которых родители страдают заиканием с детства, то есть эволюционным видом заболевания. Примечательно, что мальчики страдают нарушением речи намного чаще, чем девочки.

 

Что такое речевые запинки?

             Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим.

            У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как отличать речевые запинки от заикания?

            Во-первых, при запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

            Во-вторых, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и более плавно. Если у ребенка патологическое заикание, то речь после этой просьбы будет только хуже, а если дело в запинках – ребенок исправляется и речь становится лучше.

            Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

            В-третьих, проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи. Корни проблемы с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.

Коррекция речевых запинок

            Физиологические запинки не требуют медикаментозного лечения, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.

При коррекции запинок следует:

• Проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.

• Провести курс расслабляющего массажа.

• Проводить больше времени в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но вполне подойдут регулярные игры с водой дома.

• При необходимости проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.

Если Вы обнаружили наличие у ребенка судорог в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело кроется в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.

 

Игры на развитие дыхания

                                                            «Бегемотик»

Цель. Формирования диафрагмального дыхания.

Ход игры. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Рыбка на волнах»

Цель игры. Формирование диафрагмального типа дыхания.

Ход игры. Дети находятся в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). На живот кладется игрушечная рыбка. Логопед предлагает ребенку покачать рыбку, будто она плывет на волнах. Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Упражнение длится 2-3 минуты, выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

                                                             «Маятник»

Цель игры. Воспитание правильного дыхательного темпа.

Ход игры. Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.

                                                           «Сбор урожая»

Цель игры. Формирование правильного дыхательного ритма.

Ход игры. Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза.

«Сыграем на гармошке»

Цель игры: формирование правильного ритма дыхания.

Ход игры: Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение — вдох. Пауза в три секунды. Наклон в правую сторону — медленный выдох. Растягивается левый бок, как гармошка. Повторить 3—4 раза.

                                                       «Ветерок»

Цель игры: выработать плавную непрерывную воздушную струю.

Ход игры: ребенку предлагается длительно подуть на перышко так, чтобы оно плавно отклонялось.

                                                          «Листья»

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: листья разных деревьев.

Ход игры: дети сидят на стульях за столом. Логопед руководит их действиями: «Взяли кленовые листья в правую руку, поднесли ко рту, подули, не надувая щек, отпустили листья. Они опустились на стол. Взяли в правую руку дубовые листья... А теперь листья осины..., березы..., рябины... и т. д.

«Погреемся»

Цель: воспитание равномерности дыхания и плавности выдоха.

Ход игры: дети вдыхают через нос и плавно выдыхают через рот, как бы согревая руки. Повторить 3-4 раза.

«Костер»

Цель: воспитание плавности выдоха.

Ход игры: логопед кладет пред детьми картинку или макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Чайник закипел»

Цель: воспитание длительной воздушной струи.

Оборудование: пузырьки с узким горлышком диаметром 1-1,5 см.

Ход игры: каждому ребенку дается пузырек, по сигналу «У Саши закипел чайник» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя была сильной.

   

                «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: выработка длительного, направленного ротового выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход игры: двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя.

                                                   «Бабочка, лети!»

Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: 2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнурку на расстоянии 30 см друг от друга, шнур натянут между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка).

Ход игры: дети сидят на стуле, а логопед рассказывает: «посмотрите, какие красивые бабочки: красная, желтая, голубая. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать. (Дует на бабочек.) смотрите, полетели! Попробуйте и вы подуть! Какая бабочка улетит дальше?»

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

                                                             

«Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ход игры: детям, находящимся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

«Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «мяч» из ваты, кубики.

Ход игры: из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота – 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.

              «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох, активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Ход игры: дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.                        

Каждый день я в шарик дую

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

   

                                            

Категория: Консультации логопеда | Добавил: olga_kudlenko (21.04.2023)
Просмотров: 59 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: