Консультация
Учитель-логопед
МАДОУ №16
Киреева Надежда Леонидовна
Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.
Некоторые родители и педагоги думают, что с дизартрией нужно работать только через логопедический массаж. Однако, какой бы ты ни был крутой массажист, в большинстве случаев «звуки сами собой не "посыпятся"».
А если и "посыпятся", то будут долго автоматизироваться… или «слетать» после отпуска, больничного и т.д.
Часто на диагностику приходят мамы ребёнка с дизартрией, которые поменяли уже нескольких логопедов, прошли несколько курсов логопедического массажа.
Звуки ребёнку поставили, а в речи их как не было, так и нет.
Во время диагностики выяснилось, что дизартрия в этом случае - не первопричина.
Ребёнок не пользуется поставленными звуками совсем по другим причинам:
⠀
1. Недостаточно развито слуховое восприятие и внимание.
2. Слабый волевой компонент.
3. Страдают операции языкового анализа и синтеза (и неязыкового тоже).
Как вы думаете, логомассаж в этом случае поможет? Однозначно - НЕТ.
В этом случае необходимы следующие специалисты:
- Невролог.
- Остеопат.
- Дефектолог.
- Нейропсихолог.
- Логопед.
Логопед действительно стоит на последнем месте. Несмотря на то, что есть дизартрия, он не сможет работать эффективно, пока у ребенка не будет базы.
Дизартрия может сочетаться со всеми речевыми (и не только) нарушениями. Поэтому ребёнок с дизартрией требует особого внимания.
В работе с дизартрией, в большинстве случаев, нужно идти через комплексный подход. Одному ребёнку нужен невролог, другому - остеопат, третьему ЛФК, а четвёртому - миофункциональный терапевт и т.д. Бывает, что и все специалисты сразу.
Дети с дизартрией обязательно должны быть в нейрокоррекции, так как развитие речи тесно связано с развитием психических функций: память, внимание, мышление, воображение.
Если нет возможности подключить нейропсихолога, то логопеду желательно применять нейрокоррекцию на своих занятиях. Особенно на начальном этапе.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод без медикаментозной помощи и коррекции в детском возрасте, при отдельных видах психических нарушений таких, как гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д... Она не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.
Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:
- имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
- логопедические нарушения, задержка речи;
- нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
- проблемы общения;
- заторможенность или гиперактивность;
- низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
- проблемы с освоением письма, чтения, счета.
Предлагаю некоторые игры для детей и родителей в домашних условиях:
«Речка-берег»
Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.
- Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
- Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Взрослый предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
- В первой части игры взрослый в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
- Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.
«Мама-робот»
Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.
- Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
- Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.
Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.
Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.
Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.
«Муха»
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.
После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.
Игровое пособие
«Звуковые нейродорожки»
Представляет собой комплекты таблиц - дорожек с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, и изображенными на них правыми и левыми ладошками; на разных дорожках в названиях картинок автоматизируемые звуки стоят в определённых позициях.
Задачи:
- Автоматизировать поставленные в речи звуки в словах и словосочетаниях;
- Дифференцировать оппозиционные звуки в речи;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать плавный длительный речевой выдох;
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Развивать зрительно-моторную координацию, чувство ритма;
- Совершенствовать устойчивость, концентрацию, сосредоточенность и переключаемость зрительного внимания;
- Формировать и закреплять способность к программированию, регуляции и контролю собственной деятельности;
- Развивать произвольность, скорость реакции.
Инструкция. Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки на выбранной (в соответствии с этапом автоматизации звука) дорожке. При этом, он ударяет по столу правой ладонью, если видит, что картинка изображена на правой ладошке, и левой – если картинка на левой.
Варианты использования:
- выполнение движения в соответствии с ладошкой, без называния картинки;
- использование массажных ковриков-тренажеров при ударах руками;
- использование вместо ударов об стол другого движения, например, поднимание рук;
- выполнение движения (удар по столу) обеими руками одновременно на автоматизацию и дифференциацию звуков, где добавлены варианты с двумя ладошками вместе.
Варианты усложнения:
- повышение скорости выполнения задания;
- выполнение упражнения стоя;
- подключение дыхания: проговаривание картинок с одной строки (двух) на одном выдохе.
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции.
- Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности.
- Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление.
-
Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Межполушарные связи предопределяют:
качество восприятия и обработки информации;
эмоциональную стабильность;
координацию и баланс.
Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!
|